Будь в курсе
событий театра

«Для нас важно совместить мелодраму и комедию»

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати

Белорусский театр на иркутской сцене.
 

В Иркутском академическом театре имени Н.П. Охлопкова завершился X Международный театральный фестиваль современной драматургии имени А. Вампилова. В его рамках иркутяне смогли увидеть интересные, необычные и совершенно не похожие друг на друга спектакли. За одну неделю здесь совершился активный обмен идеями, мыслями, чувствами.
 

22 сентября Современный художественный театр из Минска показал спектакль «Любовь и голуби» по пьесе Владимира Гуркина. После выступления мы встретились с Владимиром Ушаковым, учредителем и художественным руководителем СХТ, поговорили о фестивале и Иркутске, актерах и сантиментах.
 

— Показ вашего спектакля «Любовь и голуби» прошел с успехом. Как вам удалось добиться камерной обстановки на Основной сцене Иркутского академического театра?
 

— Зал у нас не очень большой, поэтому на всех спектаклях царит домашняя атмосфера, а на этом — особенно. Я рад, что и в Иркутске удалось ее передать. У вас замечательный театр, и, наверное, «намоленность» сцены дала нам заряд, благодаря которому все получилось.
 

— Сегодня ваш коллектив уезжает из Иркутска. Можете ли вы подвести итоги этой поездки и своего участия в фестивале?
 

— Я счастлив, что вернулся в юность. Для меня очень важно было приехать именно в Иркутск, и именно на этот фестиваль. В Иркутск — потому что уехал отсюда тридцать восемь лет назад. Когда проезжали по городу, я понимал, что ничего этого не видел и не знал. Но было самое главное — ощущение теплоты, наивности, искренности, открытости, которые во мне еще подростком в иркутском крае воспитали. Для меня вернуться в это состояние было просто необходимо. И только здесь я понял, почему у нас идут пьесы Гуркина и Вампилова.
 

Фестиваль очень понравился. Был сделан верный выбор подарков — и книги о Вампилове, и его портрет, и книга Распутина… Это то, что нам необходимо для театра. Без чего нельзя вернуться, если приезжал в такое место.
 

Наше выступление, слава Богу, сложилось. Когда я смотрел спектакль Санкт-Петербургского государственного театра «Мастерская», стало понятно, что нас тоже будут хорошо воспринимать. Зрители внимательно смотрят, у них живая реакция на хороший юмор, на интересную работу артиста, сплоченность коллектива, режиссуру. Это благодаря театру имени Охлопкова, той труппе, которая воспитала своего зрителя.
 

— Надеюсь, вы планируете участвовать и в следующих вампиловских фестивалях?
 

— С удовольствием, если выберут спектакль. У нас в том числе есть «Старший сын» Вампилова, очень хотелось бы его здесь показать. Мы будем рады приехать еще раз.
 

— В Современном художественном театре играют, в основном, молодые актеры. Создает ли это какую-либо специфику?
 

— Да, конечно. Мы начинали работать только с молодыми артистами, но после удачного спектакля «Двенадцатая ночь», с которым выступали на фестивалях, многие «задрали нос». Пришлось выгнать всех. Я понял, что без хорошей традиции, без представителей всех поколений в труппе невозможно. Молодых актеров у нас сейчас довольно много, мы с удовольствием их принимаем, еженедельно один или два человека приходят ко мне на показ.
 

— Многие ваши артисты совмещают работу в театре и кино. Как вы относитесь к этому?
 

— Только рад за них. Главное, чтобы театр не страдал. Многие это понимают, с остальными приходится прощаться. В Минск приезжают снимать сериалы, привозят известных актеров, нам же дают лишь эпизоды. А творческого развития нет. Получить хорошую роль, сыграть характер — всегда здорово. Но опять же нельзя сыграть Сарафанова даже в 30 лет. Надо играть минимум в 50 и старше: должно быть человеческое накопление. Молодежь, конечно, старается, но пока не верю, что возможно молодому артисту сыграть героя с таким жизненным багажом за спиной. Сарафанов, как бы я его назвал, «патриот провинциального искусства». Человек, который пытается создать музыку. Ему нет дела до известности, важно — создать момент искусства. Он ради этого живет. И большинство в Иркутске, Минске, вообще все, кто отдает театру время и жизнь, являются такими людьми.
 

— Иногда спектакли делят на «коммерческие» и «для души», более серьезные, в чем-то сложные. Чего больше в репертуаре вашего театра?
 

— Мы негосударственный театр, потому вынуждены заниматься не то что коммерцией — мы должны уметь зарабатывать. Мне кажется, необходимо создать хорошую атмосферу внутри спектакля, тогда зрителю уже все равно: государство дало деньги или кто-то нашел возможность за свои средства создать эту историю. Поэтому для нас коммерция заключается в том, чтобы сделать хороший спектакль. «Любовь и голуби» поставили меньше года назад и получили поток звонков с просьбами привезти этот спектакль в разные города. Очень приятно, что даже в наше время мы угадали этот момент искренности и щемящей открытости, душевности, которые есть у Гуркина.
 

Особенность нашего театра в том, что мы играем, в основном, «дворцово-замковые истории». Графов, принцев, королей. У нас идут «Король Лир», «Женитьба Фигаро», «Турандот», «Скупой». Все герои достаточно знатные люди. И нам очень хотелось поставить народную комедию. А что может быть лучше материала Гуркина? Внутри я называю нас сентиментальным театром. Нам очень важно, чтобы и пробивало слезу, и юмор был. У СХТ много артистов, которые умеют и любят это делать. Потому совместить жанры — мелодраму и комедию — для нас очень важно. Необходимо сохранить эти сантименты.
 

Фото: Романа Кириченко

Автор: 
Людмила Чипизубова
05.10.2015