Будь в курсе
событий театра

Мир Достоевского. Наш мир

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати

В иркутской драме идут репетиции спектакля «Идиот».
 

Премьера спектакля по роману Федора Достоевского состоится 28 ноября на Основной сцене Иркутского академического драматического театра имени Н.П. Охлопкова. Эта постановка станет попыткой осмыслить на театральной сцене знаменитое произведение одного из самых загадочных авторов XIX века.
 

От репетиции к репетиции артисты создают образы весьма непростых персонажей Федора Достоевского, что требует большой внутренней концентрации и накопленного прежде содержания мысли и чувства. Для театра эта работа очень важна как бесценный опыт, как возможность работать с изумительным материалом и одновременно говорить со зрителем о тенденциях современной жизни. О главной идее будущего спектакля и о том, как она будет воплощаться, рассказал художественный руководитель театра и режиссер постановки Геннадий Шапошников:
 

— В «Записках из подполья» есть мысль, что просвещение вроде бы должно остановить жестокость. Чем более человек цивилизован, тем милосерднее он должен быть. А дальше Достоевский пишет: «Оглянитесь кругом: кровь рекою льется, да еще развеселым таким образом, точно шампанское. И что такое смягчает в нас цивилизация? Цивилизация вырабатывает в человеке только многосторонность ощущений и... решительно ничего больше. А через развитие этой многосторонности человек еще, пожалуй, дойдет до того, что отыщет в крови наслаждение. Ведь это уж и случалось с ним...».
 

Так было написано в конце XIX века. А сейчас посмотрите, что творится вокруг. Кажется, все находится в ожидании большого взрыва. Почему мир не может существовать в мире? Почему, когда становится сытно, ему нужна огромная война? Зачем? Чтобы человек, уничтожив половину себе подобных, снова почувствовал себя человеком? Во имя каких-то идей, пусть даже благородных вроде защиты Отечества или защиты демократии, когда передовые страны предлагают менее развитым обществам просвещение, давая людям в руки автоматы… Это о нас с вами говорит Достоевский в своих книгах, потому он сегодня так современен.
 

В романе дважды упоминается картина Ганса Гольбейна «Мертвый Христос». Я видел спектакли по разным инсценировкам «Идиота» (в том числе по одной из самых известных — Юрия Олеши). Нигде этой сцены не было. Видимо, сжигание денег в камине представляется более интересным. Но та деталь имеет огромнейшее значение — на картине изображен Христос как смертный и действительно умерший человек, который воскреснуть уже не сможет. В мировой культуре Воскрешение Христа — это образ воскрешения в душе человека всего светлого, чистого, искреннего.
 

Если этого не происходит, мир будет обречен, об этом говорил Достоевский еще много лет тому назад. Мы сейчас живем в таком мире. А если нет веры в бессмертие, нет и границ, и причин себя сдерживать: можно всё. Я ни к чему не призываю — я чувствую, что, если нет духовной опоры, нет веры в то, что наша земная жизнь не конечная точка в пути, довольно сложно человеку остаться человеком.
 

Эти вопросы «болят» во мне, потому «Идиот», потому Достоевский. Он видел происходящее. Ведь не из ниоткуда появились какие-то люди, взяли иконы и понесли их в костер, стали разрушать храмы. Это наши люди. Это свои, потерявшие веру. Это тогда начиналось. Нам кажется, дела давно минувших дней — сто лет ведь прошло! А это было вчера. За такой короткий срок сознание не может измениться.
 

В спектакле я создаю атмосферу потери веры и человечности по отношению друг к другу и к самому себе. Артисты должны попытаться жить в ней, проверить: может ли человек существовать в таком мире или будет уничтожен? Что происходит, когда он убивает в себе Бога? Это пространство похоже на некое неживое место, потому что мы хотим рассказать о том, как человек мучается в неживом.
 

Перед нами не стоит задача пересказать все произведение. В спектакле будут сцены из романа, иногда на первый взгляд не связанные одна с другой. При этом я стараюсь, чтобы тексты были исключительно авторскими, — мы работаем не по инсценировке, а по самому роману. Таким образом сохраняется авторский «воздух», не подменяются понятия, не осовременивается речь.
 

Эксперименты, которые идут сейчас в оформлении, также не дань современности — это поиски способа обнажения мысли. Нам нужна форма, передающая жесткость и динамичность происходящего. По ходу действия будет использоваться видеоконтент как образ скорости человеческого мышления. Декорации условные, минимальное количество реквизита — нужно отсутствие быта как такового, потому что для произведений Достоевского он не важен.
 

Изначально зрители должны были находиться на самой сцене и внутри нее наблюдать за происходящим на небольшом пространстве авансцены. Но Федор Михайлович — автор неожиданный, способный произвести переворот не только в душе человека. Роман оказался настолько мощным, что малое пространство просто не выдерживало такого накала эмоций. В процессе репетиций форма постановки стала диктовать свои условия, потребовала простора.
 

Потому было решено играть на зал Основной сцены, в котором зрители традиционно займут привычные им места. Спектакль «Идиот» будет идти почти три часа, с антрактом. Так, совершенно неожиданно, у большего числа иркутян появилась еще одна возможность первыми увидеть одну из самых долгожданных премьер этого года.


Фото: Анатолий Бызов

Автор: 
Ольга Олекминская
23.11.2015