Будь в курсе
событий театра

По следам Вампиловского фестиваля. Валентин Зверовщиков: «Люди боятся самых главных тем и прячутся за терминологию»

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати

Главный режиссер Регионального камчатского театра кукол, член гильдии театральных режиссеров России, председатель камчатского отделения Союза театральных деятелей, член Союза российских писателей. Автор нескольких книг. Лауреат литературных премий и театральных фестивалей. Валентин Васильевич Зверовщиков. Он никогда не говорит о своих регалиях и достижениях, называя себя исключительно скандальной личностью.

За время своего творческого пути, Валентин Васильевич создал более 150 постановок, работал в театрах разных городов нашей необъятной родины, был художественным руководителем Иркутского театрального училища.

Когда я приехала в аэропорт встречать Валентина Васильевича, найти его было несложно. Я увидела человека в черной широкополой шляпе, окруженного группой молодежи, что-то радостно восклицающей. Это был курс студентов Иркутского театрального училища, у которых он когда-то был мастером. В этом человеке сочетаются мудрость, опыт и живость, современность и озорство. Было бы непростительной ошибкой упустить шанс с ним пообщаться.


Итак: Валентин Зверовщиков – о современном театре и актерском мастерстве.

- Из фестиваля в фестиваль рождается спор о современности театра сегодняшнего. Так что же, на Ваш взгляд актуально для театра в настоящий момент?

- Актуально то, что имеет спрос. Не все  современное, что написано сейчас. Мы привезли спектакль «Гамлет» по рассказу Чехова «В Москве». Написан в 19 веке. А я готов подписаться под каждым чеховским словом, точно это сказано сегодня.  Актуально всё, что волнует. К примеру,  прочитал рассказ Толстого «Дьявол». Лев Николаевич  прятал его несколько лет в обшивке кресла не только от людей, но и от себя. И мне интересно разгадать природу это страха. Здесь и сейчас. Сегодня. Спектакль-то в итоге получается не столетней давности. И если зритель взволнован,  это означает, что и Чехов, и Толстой наши современники.

- Многие считают, что мы сейчас живем в век современных технологий, но одновременно общей культурной деградации и информационной избыточности. Но может быть, молодое поколение, просто, ещё не доросло до театра?

- Если многие считают, значит, так и есть. Сейчас время общей культурной  глухоты. Интернет сам по себе  тоже не создает информационной избыточности. Ну, подключили варвара  к мировой сети, он все равно будет  дубиной махать. Что он там – в «Прадо» пойдёт?

Вообще, лучше поколениями не меряться. Моё поколение тоже не всё в театре выросло. Я вообще допускаю мысль, что театр – не главное в этой жизни. В моей, да. У других иначе – завод, семья, природа, наконец.

- В этом году Ваш курс заканчивает учебу. Какой совет Вы дадите ребятам?

- Не терять уважения к себе и к профессии. Не  терять себя. В жизни будут поражения, победы, взлеты, падения, будут меняться режиссеры. Мир вокруг нас меняется с каждым днем. И  лучше не суетиться и не останавливаться в развитии. Идти вперёд,  понимать, читать, учиться, пробовать новое. Я всегда говорил  ребятам, жизнь трагична, потому что кончается смертью, а искусство помогает преодолевать нам этот страх и делает жизнь богатой и радостной.

- Какими качествами должен обладать хороший актер?

- Ум, достоинство, дарование. Из этого коктейля  может получиться не только актер, а и, вообще, хороший человечище.  

- Один из вечных вопросов - кто главный художник в театре - режиссер или актер?

- Никакой это не вечный вопрос. Без актера театра нет. И каждый режиссер, и каждый директор это прекрасно знает. Хотя пожарный тоже главный человек. Без него может всё сгореть.

- Но есть ведь ещё и драматург?

- Драматургия - это литература, просто написанный на бумаге текст.  Это ещё не театр, или не совсем театр, или не театр вовсе.

- Правильный театр, на Ваш взгляд, какой он?

- Он может быть разным, главное чтобы только  не скучным и не старым. В театре должны пылать  страсти,  летать пух и перья, должны влюбляться. Живая энергия должна быть, живые эмоции.

- На что Вы ориентируетесь при выборе пьес и постановке спектаклей?

- На  большую  тему.  Чтобы тебя самого цепляло.

- Ну, и напоследок, есть ли у Вас мечта?

- Мечты нет. Некогда мечтать. Дело надо делать – спектакли ставить, книжки писать. Хотя хочется улететь куда-нибудь. В Бразилию, например. Это мечта?

 

Фото автора. Валентин Зверовщиков на Вампиловском фестивале-2013; сцена из спектакля «Гамлет», в роли «Гамлета» засл. арт. России Валерий Новиков.
 

Автор: 
Анна Герзон
09.10.2013