Будь в курсе
событий театра

Таганка о Евтушенко

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати

В рамках Года культуры на гастроли в Иркутск приехала труппа Московского театра на Таганке. 15 сентября на сцене драматического театра им. Н.П.Охлопкова успешно прошел спектакль по стихам Евгения Евтушенко «НЕТ ЛЕТ». Следующий спектакль состоится на родине поэта в Зиме.
 

Постановка, которую увидели иркутяне, до­статочно сложная и неоднозначная, как и творчество Евгения Евтушенко, а также отношение к самому поэту. «Нет лет» — это на­звание одного из его поздних стихотворений. Было время, когда поэт имел почитателей боль­ше, чем другие не менее известные его коллеги, а политическое руководство ставило его в при­мер другим. Когда, по их мнению, популярность поэта затянулась, пошла негласная установка говорить только о недостатках поэта, а в среде интеллигенции стало модно его осуждать. Ев­тушенко уехал за границу, но его стихи продол­жали любить за искренность и жизненную му­дрость. И это все нашло отражение в спектакле «Нет лет», премьера которого состоялась весной прошлого года.
 

Спектакль продолжает лучшие традиции теа­тра на Таганке — театра поэзии. Автор — Вени­амин Смехов, сценарист, режиссер, продюсер, актер театра и кино (снимался в 1978 в знаме­нитом фильме «Д’Артаньян и три мушкетера», а также во всех его продолжениях в роли Атоса). После премьеры в интервью он сказал: «В музы­кально-поэтической и пластической компози­ции, по-моему, удалась перекличка двух видов молодости — временной и вечной, и желание искренностью и мастерством дотянуться до лучших строк поэта, до высоты музыки, зву­чащей в спектакле. И одарить любовью всех до единого гостей Таганки».
 

По-моему, это удалось сделать артистам и на иркутской сцене. Правда, зрителям надо было еще дотянуться до понимания этих двух видов молодости и вечности любви, но главное, что это произошло.
 

Спектакль довольно сложный сам по себе, сложен его главный персонаж, и сам театр пе­реживает сейчас непростой период. Время не­обыкновенной славы Таганки, когда в ней еще служил Владимир Высоцкий, уходит вместе с нюансами эпохи того периода. И у театра стоит задача сохранить одновременно свои лучшие традиции и войти с ними в реалии сегодняшне­го мироощущения. Впрочем, в этом сложность не только для Таганки.

 

Вениамин Смехов видит эту проблему изнутри:
 

Золотым веком Театра считается период с его возникновения в 1954 до момента, когда умер Владимир Высоцкий, в 1980. В эти годы мы вместе с режиссером Юрием Любимовым от­крыли новый жанр — «поэтическое представле­ние». Если говорить коротко, то это свидетель­ство того, что стихи могут все. Стихи на сцене играются, поются, танцуются, переживаются, как любой текст драматургии. Открытие жанра произошло в январе 65-го года, когда сыграли спектакль «Антимиры» на стихи Андрея Возне­сенского. Вся молодежь столицы пробивалась в театр, не было ни одного свободного места. По­том ставились спектакли по стихам Пушкина, Маяковского, погибших поэтов под названием «Павшие и живые», Евтушенко — «Под кожей статуи Свободы». Спектакли были с подтекстом — зал понимал больше, чем цензурой разреша­лось. Это было время оппозиции искусства, а ис­кусство всегда было в оппозиции к власти, к вер­хам политики. Согласитесь, что поэзия живет вечно, искусство вечно, а политика — сегодня и завтра. Поэтому Таганку очень любили и на­зывали островом свободы в несвободной стра­не. Из театра вышло очень много людей — это Высоцкий, Золотухин, Филатов, Демидова, Са­вина, Шаповалов, Дыховичный, Хмельницкий. Театр Таганки начался с авангардной драматур­гии Бертольда Брехта. Весь спектакль сопрово­ждался зонгами — песнями, музыку к которым сочинили актеры театра Борис Хмельницкий и Анатолий Васильев. И этот дух до сих пор со­хранился в театре. Поставить спектакль по сти­хам Евтушенко в наше время было естественно, и это было нужно театру, потому что он пере­жил много тяжелых испытаний. Когда пришло время не искусства, а бизнеса, Юрий Любимов продолжал успешно работать в театре в свои 80 и 90 лет. А потом появились актеры, которые его сильно обидели, и он ушел, понимая, что его театральный век закончился, эта страни­ца закрылась. И не надо журналистам это обо­стрять. Это норма. Как стареет человек, так ста­реет и театр. Мне кажется, что театр на Таганке сегодня — это имидж, под которым скрывается продолжение жизни, но уже в новых условиях. Как писал Михаил Светлов: «Новые песни при­думает жизнь, не надо, ребята, о песне тужить». Я не работаю в театре на Таганке уже почти 20 лет. Но по просьбе моего друга — Валеры Золо­тухина, прекрасного артиста, который взвалил на себя ношу руководителя по просьбе актеров, принял участие в постановке. Валерий Золоту­хин умер перед самым началом репетиций, и этот спектакль посвящен его памяти. Театр по-прежнему связан с именем Любимова и тради­циями, которые в нем существуют. По просьбе Золотухина и Евтушенко, которая совпала и с моими чувствами, я написал композицию по стихам Евтушенко. Я соединил плохие тексты и отзывы о Евтушенко с хорошими, и получилась драматургия. Спектакль сильно ругали Сергей Михалков и Валерий Солоухин. Это просто был ледяной душ презрения и ненависти. Но после них Шестакович, Пастернак и Виктор Астафьев говорят, какую высокую ценность имеет русская культура, потому что у нас среди лучших поэтов есть Евгений Евтушенко. Спектакль неожидан­но принес радость и актерам и зрителям.
 

«Я разный» — есть у Евтушенко такое стихот­ворение, и спектакль тоже об этом. Зрителям старшего возраста было легче воспринимать происходящее на сцене, потому что они знали, о чем идет речь. Но стихи о внутреннем мире, о переживании любви и боли единили весь зал и актеров. Когда в манерах персонажей уз­навались черты самого Евтушенко, его напор, страсть, критичность и самоирония, зал реаги­ровал с особой теплотой. Спектакль почти на­половину соткан из песен и заканчивается му­зыкальным буйством на сцене.
 

Действующие лица в нем делятся на ветеранов — старшее поколение актеров, среди которых: Вениамин Смехов; заслуженная артистка РФ Татьяна Сидоренко (снималась в главных ролях в фильмах «Бархатный сезон», «Осторожно, ре­монт!»); заслуженный артист РФ Алексей Граббе («Последняя встреча» — Фредерик Моро и «Сорочинская ярмарка»); заслуженный артист РФ и режиссер Анатолий Васильев («Шарашка», «Фотографии на стене») и не ветеранов: Александр Басов, Екатерина Варкова, Дмитрий Высоцкий, Елена Манышева, Мария Матвеева, Полина Нечитайло, Юлия Стожарова, Сергей Трифонов, Галина Трифонова, Сергей Ушаков.
 

Дмитрий Высоцкий — это не родственник, а однофамилец своего знаменитого тезки. Дми­трий имеет актерское и музыкальное образо­вание, играет на пяти инструментах. В кино снялся в главной роли Андрея в фильме «Тайна для двоих», Свинга в «Учитель в законе. Возвра­щение», Степана Кандаурова в «Два отца и два сына», в мультфильмах «Три богатыря» и «На дальних берегах» озвучил коня Юлия и т. д. В театре он играет во многих спектаклях, отли­чается способностью быстро перевоплощаться и иногда исполняет сразу несколько ролей в од­ной постановке.
 

В спектакле «Нет лет» удачно применяются слайды и кинопроекция. Особенно впечатляют в последней сцене изображения на заднике па­дающих звезд, которые превращаются в буквы, а из них складываются имена знаменитых ар­тистов Таганки, уже ушедших от нас. Спектакль заканчивается перечислением названий стихов Евтушенко и наступает концентрация всего пе­режитого автором, актерами и зрителем. И это, пожалуй, лучше, чем если бы финал завершила яркая сцена. В этом есть что-то особое...
 

Фото: Яны Ушаковой из ВИДЕОКАНАЛ ТЕЛЕГИД | №38 (146) 

Автор: 
Светлана Чайко
20.09.2014