Будь в курсе
событий театра

Валентина Вобликова: Мне с этим театром по пути!

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати

К 160-летнему юбилею драматического театра имени Н.П.Охлопкова

 
В юбилейный для Иркутского драматического год мы продолжаем публикацию монологов-признаний. Да-да, именно признаний -- в многолетней симпатии, а нередко и пламенной любви к театру со стороны иркутян. И сегодня о театре и его значении для города и для многих людей в отдельности размышляет заместитель мэра, председатель Комитета по социальной политике и культуре администрации города Иркутска Валентина Вобликова.
 
Моя любовь к театру родилась давно, в 17 лет, и уже тогда, несмотря на мой юный возраст, эта влюбленность вскоре переросла в настоящее, долгое, верное чувство. В то время я только поступила в медицинский институт. Меня выбрали старостой группы, и одной из первых наших культурных программ был организованный мною выход в драматический театр.
 
Я была им покорена. Во-первых, само здание театра я сравнила с Большим театром в Москве. Все в нем дышало благородством, величием, красотой и историей. Атмосфера располагала к общению с прекрасным, настроение поднималось от самого факта нашего присутствия в этом великолепии.
 
К сожалению, не помню, что мы смотрели, -- прошло ведь более тридцати лет, -- но впечатления врезались в память на всю жизнь. Высокий профессионализм труппы, красивые актрисы, мужественные актеры-мужчины. Все девчонки были влюблены в Чичерина, который блистал тогда на сцене, покоряли своим мастерством Виталий Венгер, Виктор Егунов...
 
В нашем институте тоже была своя театральная студия, которую вела Раиса Григорьевна Курбатова, завлит драмы и жена замечательного артиста Терентьева. Моя сестра, тоже студентка, занималась в этой студии. Наш студенческий театр был в те годы очень сильным. Что интересно, одна супружеская пара с нашего курса так увлеклась театром, что на всю жизнь связала себя с ним, расставшись с медициной. Они были приглашены в профессиональную труппу и уехали, кажется, в Саратов.
 
В 70-е годы в студии ставили Вампилова, шли его пьесы и на сцене драмы. В то время это было смелым шагом. В них поднимались темы, о которых вслух не принято было говорить.
 
Спектакли волновали наши умы, заставляли думать, сопоставлять, делать выводы. Во всем этом было что-то новое, незнакомое. С театром шло наше становление, формировалось мировоззрение. Замечательным был спектакль "Дорогая Елена Сергеевна" по пьесе Людмилы Петрушевской -- острый, разрушающий стереотипы.
 
После спектаклей мы обязательно собирались и бурно обсуждали увиденное.
 
До сих пор в памяти удивительные по атмосфере шукшинские "Характеры" и "Энергичные люди", вампиловский "Старший сын".
 
Эти спектакли -- легенды драматического. Сколько лет прошло, а они не забываются. К ним можно отнести и "Поминальную молитву", которая появилась на сцене много позже, но также на много лет стала его визитной карточкой. Каким великолепным был весь ансамбль актеров! И солировали в нем исполнители главных ролей -- народные артисты Виталий Венгер и Наталия Королева, в спектакле -- Тевье и Голда.
 
Удивительный был дуэт, потрясающий спектакль! И если бы не болезнь Виталия Константиновича, он до сих пор имел бы успех и собирал полные залы.
 
Хочу заметить, что драма не была бы той нашей замечательной охлопковской драмой, если бы вслед за этими спектаклями в ее стенах не рождалось что-то подобное по силе и мощи. Через какое-то время после "Поминальной молитвы" появляется "Последний срок" по повести Валентина Распутина. Я, конечно, читала повесть, но то, как воплотили ее на сцене, просто потрясает. Ходила на спектакль с 25-летним сыном. Мы люди разных поколений, но о том, как этот спектакль эмоционально подействовал и на него, и на меня, надо сказать особо.
 
Спектакль захватывает какой-то своей простотой и правдой. И думаешь: ну как так можно играть, вернее, жить, чтобы перевернуть все внутри человека, всколыхнуть самые потаенные мысли, разворошить душу. Наталии Королевой -- поклон за ее Анну. Она в этой роли воплотила судьбы многих русских женщин, испытавших столько горя на своем веку, но сохранивших любовь и доброту сердца.
 
Хочу еще раз пойти на этот спектакль, теперь уже с мамой...
 
Мне очень нравится бывать на камерной сцене театра. Здесь ты уже соучастник всего происходящего, а не просто зритель, отделенный от актера рампой. Здесь ты -- в гуще событий, живешь с героями на одном небольшом пространстве, дышишь одним с ними воздухом.
 
Иногда, в теплое время года, выходишь в антракте на улицу, перебирая и осмысливая все увиденное, наблюдаешь за спешащими прохожими, машинами, за всем этим круговоротом жизни -- и становится хорошо от того, что и ты участвуешь во всем этом хороводе дел и событий, что живешь, радуешься, печалишься... Одним словом, ощущаешь счастье бытия. Это радостное, мажорное настроение дает театр. Но бывает и по-другому, когда после серьезного спектакля садимся с мужем в машину и какое-то время едем молча. Хочется подумать, сосредоточиться. А потом эмоции прорываются, и ты делишься всем тем, что так затронуло душу.
 
Для меня драматический театр всегда был и остается связан с какими-то открытиями, явлениями, которые потрясают ум, воображение, будят фантазию, заставляют что-то пересматривать в своих познаниях. Во всяком случае, театр давал к этому первый толчок.
 
Для меня в свое время стал открытием спектакль "Звезда адмирала" в постановке Вячеслава Кокорина. По тем временам спектакль был смелым, новаторским. Я была на его премьере. Он вызвал тогда настойчивое желание глубже узнать свою историю, а это уже немалый результат. Все мы в советское время были воспитаны в определенной идеологии. В этом спектакле театр предлагал мыслить иначе, не опираясь на сложившиеся стереотипы. И я, помнится, много потом перечитала и о самом Колчаке, и о его времени. И совсем в ином свете предстала фигура этого человека, о котором мы, по сути, ничего не знали.
 
А позже театр продолжил развитие этой темы -- уже спектаклем "Колчак" в постановке режиссера Геннадия Шапошникова, с участием Георгия Тараторкина в заглавной роли. Замечательная работа, замечательная и сама идея театра пригласить этого большого актера. Правда, помню, я грешным делом, переживала, а не будет ли контраста между игрой знаменитого московского артиста и нашей труппы? Но ничего подобного не произошло.
 
Труппа наша выглядела очень достойно, говорю без пафоса и преувеличения. Сам спектакль, сценография, его уровень были высоки. В нем немало интересных режиссерских находок, хороших актерских работ.
 
В последнее время мне очень запомнились спектакли режиссера Геннадия Шапошникова. Его постановки неординарные, всегда очень разные по форме. Он ни в чем и нигде не повторяется, не живет уже найденным. Он уважителен к старшим и отлично понимает и чувствует молодых: что им интересно, что их захватит.
 
Например, тот же "Последний срок", или "Ромео и Джульетта". На этот молодежный спектакль я пошла по совету знакомых, с определенными ожиданиями: сказали, что он новаторский, что это Шекспир "в современном прочтении". И мои ожидания оправдались. У режиссера современные мотивы удачно вплетаются в нашу нетленную классику. Именно этим он и интересен -- приближением к сегодняшнему дню. Решение с двумя Ромео и двумя Джульеттами очень оригинально и неординарно, и в этом есть большой смысл. Поражает еще и то, что современная влюбленная пара остается в живых. Да, нынешняя молодежь более практична, притом что не лишена определенной доли романтики, но умирать, даже ради красивой любви, я думаю, не будет. Поэтому финал современных Ромео и Джульетты понятен и совершенно оправдан с сегодняшних позиций.
 
Шапошников, повторяю, умеет делать спектакли, которые интересны абсолютно всем. У него нет разделения на зрительские возрастные категории.
 
Я дважды побывала на песенных проектах "Поют драматические артисты". Артисты не просто поют как исполнители, а преподносят каждую песню как мини-спектакль, проживают ее драматически. Поэтому слушать их интересно.
 
Театр сформировал и воспитал своего зрителя, свою аудиторию: культурную, умную, любящую. Я не представляю в зале драматического театра зрителя, жующего пирожные, шелестящего бумажками от конфет. Театр привил культуру поведения, а это -- работа не одного десятка лет.
 
Много своих мероприятий мы проводим именно на сцене драматического театра. Например, празднование золотых свадеб. Когда-то начинали с 15--20 пар, а теперь от желающих отметить свой золотой семейный юбилей в драматическом театре отбоя нет. Людям хочется впитать его чудесную ауру. В последние годы проводим чествование золотых юбиляров при аншлаге, когда в зале более 120--130 супружеских пар.
 
Пожилые люди молодеют в нашем театре, загораются их глаза, многие пары, уходя, прямым ходом идут в кассу и выбирают какой-то спектакль, чтобы вернуться сюда еще раз.
 
Мы часто выкупаем спектакли для наших ветеранов.
 
Для них посещение драматического театра -- большой праздник. В прошлом году сделали подарок учителям, выкупив спектакль "Ромео и Джульетта". Сколько потом было восторга, благодарностей. Спектакль будто вселил в них молодые силы и энергию. А недавно на сцене драматического прошло подведение итогов совместного проекта "Единой России" и Законодательного собрания Иркутской области "Скажи спасибо своему учителю". Многие учителя приехали из далекой глубинки, из северных районов области, и это был для всех настоящий праздник.
 
Мы видим, как театр растет и обновляется, как естественно взято "под крыло" молодежное театральное движение, сколько у театра новых идей и проектов, молодой энергии, задора и амбиций. Во всем этом бьется пульс времени, в ногу с которым идет театр, несмотря на свой солидный возраст и академизм.
 
Театр дает ощущение жизни: мастерство ветеранов передается молодым, и слово "традиция" у охлопковцев -- не застывшее понятие, а живое трепетное дело. Доказательство тому -- открытие студии при театре совместно со знаменитым московским институтом имени Бориса Щукина. Хорошее дело! Совсем юные талантливые ребята по окончании этого целевого курса, впитав из первых рук знания и мастерство, вольются в ряды охлопковцев, привнеся с собой"новую кровь", свежее дыхание, молодые силы и энергию. И театр обновится вновь.
 
Иркутяне могут гордиться тем, что у них есть такой театр. Городу исключительно повезло. Сколько поколений зрителей за прошедшие 160 сезонов было сформировано на его спектаклях! Сколько посеяно в их души добра!
 
Да, 160 лет -- серьезная дата. Я поздравляю любимый театр с юбилеем, я поздравляю не только театр, но и всех иркутян с этим большим праздником.
 
У этого театра большое будущее, потому что в нем сохранены традиции, у него есть собственное лицо, свой неповторимый голос, своя правда, свое достоинство.
Автор: 
Лора Тирон
26.10.2010