Режим для слабовидящих Обычный режим

Королёва Наталия Васильевна

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати

Когда думаешь о таких актрисах, как Наталия Васильевна Королёва, понимаешь, что звание «народная артистка» наполнено конкретным смыслом. Она стала неотъемлемой частью истории Охлопковского театра, той частью, которая создавалась на наших глазах.
 

Приехав в Иркутск в 1983 году, она уже была яркой и интересной актрисой, успевшей поработать после окончания свердловского театрального училища в свердловском ТЮЗе, в Новочеркасске, Архангельске…
 

Но именно здесь, в Иркутске, она окончательно сложилась как большой художник, мастер, как яркая звезда, вызывающая удивление, восторг, восхищение зрителей. Именно с этой сценой и этим городом она срослась неразрывно, кровно. Здесь была удостоена звания заслуженной, а потом и народной артистки. Её полюбили зрители Иркутска и теперь сцена Охлопковского театра немыслима без её имени. Спектакли с её участием  зрители ждут и знают, если на афише имя Наталии Королёвой, спектакль просто обречён на успех.
 

Уже первые годы работы в Иркутске в галерею её персонажей вошли: деревенская простушка Фрося из «Печки на колесе» и последняя российская императрица Александра Фёдоровна из пьесы «И аз воздам», обольстительная Мариторнес из «Дон Кихота» и шустрая, живая, эмоциональная Елизавета из пьесы Степана Лобозёрова «По соседству мы живём», старуха Васёна из пьесы «Выходили бабки замуж», разбитная и весёлая Дашенька из «Золотой кареты» Леонова и страдающая светская дама Волынцева из пьесы Сумбатова «Цепи».
 

Упорным трудом оттачивалось и совершенствовалось мастерство. Она сыграла Василису из пьесы Горького «На дне», Еву в «Веселись, негритянка», Анну Тимирёву в «Звезде адмирала», Иокасту в пьесе  «Эдип-царь», Фру Алвинг в ибсеновских «Привидениях», Аркадину в чеховской «Чайке».
 

Не удивительно, что всё чаще в этапных для театра спектаклях ей поручались роли центральные, в значительной мере определяющие смысл целого. В них проявлялось умение играть разный возраст и различные характеры, равно успешно солировать на сцене и «аккомпанировать» партнёрам, быть красавицей или становиться некрасивой в интересах спектакля.
 

Два крошечных эпизода играла Наталия Васильевна в спектакле по пьесе Н.Матхановой «Из Америки с любовью» - одна непримиримая сталинистка, до конца озабоченная поисками врага, и простая малограмотная старушка с байкальского берега, мудро и добро приемлющая жизнь, но насколько яркими были сыгранные актрисой эпизоды, как остро передавали не простое время, судьбы её героинь в этом времени, их мировоззрение, боль, переживания, поэтому сыгранные и большие и маленькие роли всегда становились событиями в творческой судьбе актрисы.
 

Яркой работой была роль Агафьи Тихоновны в гоголевской «Женитьбе» - наивная, малообразованная, не искушённая житейски, но пронзительно искренняя, вызывавшая острую жалость женщина с не состоявшейся судьбой. Она словно стояла на перепутье и не знала, как же ей быть, на какую путь-дорогу свернуть, сделать шаг вперед, в неизвестность, и изменить сложившийся уклад или отступить, подождать ещё… И если вспомнить, что спектакль этот был поставлен в тяжёлые 90-ые, то напрашивается прямая параллель с Россией, с её тогдашним непростым временем, с выбором её пути. За эту роль Наталия Васильевна получила звание лауреата Областного фестиваля «Театральная весна – 94».
 

В спектакле по пьесе А.Н.Островского «Не было ни гроша, да вдруг алтын» в варианте театра («Не так, живем как хочется»)   Наталия Васильевна играла Домну Евсигневну . В этой работе покорял и восхищал блеск её комедийных приемов, фантазия, азарт. Она умела оправдать любую ситуацию, наполнить роль и содержательностью и юмором. Её героиня была смешна, ограниченна, завистлива, но с каким вкусом все это подавала актриса – остро, вызывающе, ярко!
 

Её героиня запоминалась и выделялась из большого ряда персонажей её личными находками, красками, акцентами. Понятно, что опытная актриса Наталия Королева на сцене умеет всё! Но то, как делала она свою Голду в спектакле «Поминальная молитва» по пьесе Г.Горина вызывало у зрителей возгласы восхищения, восторга, благодарности и настоящего театрального потрясения.
 

Не было, наверное, в зале человека, не оценившего её игру. В ней всё было гармонично, душевно, все шло изнутри, от сердца. Она играла так правдиво, так откровенно радостно и больно, что сидя в зале хотелось хоть чем-то помочь её Голде, хоть часть её бед взять на себя.  А её монолог к дочери Цейтл, наверное, был лучшей сценой спектакля. Больная, с недвижимыми ногами, Голда своей огромной любовью помогает дочери разрешиться от бремени девочкой. В тишине, когда актриса произносила свой монолог, зрители даже не решались всхлипывать, но по лицам поглощенных сценой людей, тихо катились слёзы. Сцена эта восходила к высотам трагедии, потому что эта женщина успевала стать родной всем присутствующим в зале и её смерть оплакивали все, как уход самого близкого человека.
 

Психологически тонко, с мастерством большой актрисы работала Наталия Васильевна в спектакле по пьесе А. Вампилова «Прошлым летом в Чулимске» в роли Анны Хороших. Невозможно рассказать словами, какие здесь у актрисы были глаза! Не торопясь, эпизод за эпизодом она выстраивала не простую судьбу этой женщины и за её короткими отрывистыми репликами, мы чувствуем, сколько стоит за ними печали, выстраданной, не лёгкой женской любви, боли и горечи за сына, и вечной вины перед мужем. Все переходы настроений мы читали в её удивительных глазах.
 

Знание горькой правды жизни и вместе с тем, несмотря ни на что, веры в людей, в добро, в любовь, в возможность счастья свойственны другой её героине, чудачке Памеле Кронки из спектакля «Дорогая Памела» Дж.Патрика. Её Памела – абсолютная доброта и незащищенность, но которая и оказывается самой большой её силой. При всей своей детской наивности, она мудра высшей мудростью. В этой Памеле достаточно силы, чтобы умереть для спокойствия других. Благодаря тонкой и умной игре Наталии Васильевны спектакль становится настоящим гимном любви добру и милосердию, которые она отыскивает в людях.
 

Этим волшебным даром Наталия Васильевна сполна наделила и одну из лучших и любимых своих героинь – старуху Анну из спектакля «Последний срок» по пьесе В.Распутина. Эта работа стала большой творческой победой актрисы, а спектакль в целом заслуженно занял место одного из лучших и драгоценнейших спектаклей  репертуара.
 

С подкупающей мягкостью, бережно раскрывала она образ своей героини. Актриса создала образ святой и одновременно земной женщины, испытавшей много горя на своём веку. Рассказы Анны о своей жизни в диалогах с соседкой Миронихой полны драматизма. Их актриса произносит просто и ясно, с присущим ей юмором и грустинкой. Это долгая жизнь не озлобившейся, всё понимающей и всё прощающей женщины. Глаза её излучали добро, а улыбка будто освещала весь её облик. Просветлённой приближала актриса свою Анну к неизбежному завершению земного пути.
 

Наталия Васильевна успешно сочетала актёрский труд с преподаванием. Ученики её первого выпуска в Иркутском театральном училище стали теперь её партнёрами по сцене, также и выпускники Театрального института им. Бориса Щукина, обучавшиеся при  театре им. Н.П. Охлопкова в 2010 - 2014 гг. Все героини Наталии Королевой – женщины разных судеб, стран, возраста, вероисповедания, но все они имели один общий, крепкий и неистребимый корень, в основе которого милосердие и доброта, все они умеют любить. И чем больше были наделены героини этим сильным чувством, тем они были дороже актрисе.

Ушла из жизни 3 октября 2023 года на 76-м году жизни.

Награды: 
1992 г.

«Заслуженная артистка Российской Федерации»

1994 г.

Лауреат Областного фестиваля «Театральная весна – 94» за роль Агафьи Тихоновны в спектакле «Женитьба»

2001 г.

«Народная артистка Российской Федерации»

2003 г.

Почетная грамота Губернатора Иркутской области

2008 г.

Знак отличия «За заслуги перед Иркутской областью»

2009 г.

Лауреат VII Международного театрального фестиваля «Золотой витязь»: за исполнение роли Анны в спектакле «Последний срок» Наталии Васильевне был вручен диплом «За лучшую женскую роль»

2010 г.

IV Тамбовский региональный театральный фестиваль имени Н.Х. Рыбакова за роль Анны в спектакле «Последний срок» главная награда фестиваля — премия «Актриса России»

2011 г.

«Почетный гражданин Иркутской области»

2014 г.

«Лучшая работа актера» за роль Анны в спектакле «Последний срок» IX Международный фестиваль театра и кино «В кругу семьи»

2016 г.

 Специальный диплом в номинации «За служение театру России» VI Федеральный фестиваль «Театральный Олимп»

2017 г.

Знак общественного поощрения «80 лет Иркутской области»

2017 г.

Премия Губернатора Иркутской области творческим работникам за достижения в области культуры и искусства за создание спектакля «Прощание с Матёрой» по одноимённой повести Валентина Распутина

2023 г.

Лауреат Российской национальной премии «Золотая маска» – «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства»

2023 г.

Премия Губернатора Иркутской области работникам государственных и муниципальных учреждений культуры Иркутской области за личный трудовой вклад в обеспечение эффективной деятельности учреждений культуры в номинации «За творческий вклад»

Спектакли

Фотоальбом: 
«Дети» И.С. Тургенев (Арина Власьевна Базарова)
Царь Эдип
Отец
Бродяги Далласа 1992 г. Дотти Отли
Бродяги Далласа 1992 г. Дотти Отли
Бродяги Далласа 1992 г. Дотти Отли
Веселись, негритянка! 1995 г. Ева
Веселись, негритянка! 1995 г. Ева
Воронья роща 1987 г. Марина
Воронья роща 1987 г. Марина
Выходили бабки замуж 1992 г. Васёна
Дурочка (La dama boba) 1989 г. Клара
Дядя Ваня 2004 г. Войницкая
Женитьба 1993 г. Агафья Тихоновна
Женитьба 1993 г. Агафья Тихоновна
Женитьба 1993 г. Агафья Тихоновна
Звезда адмирала 1998 г. Анна Тимирёва
Золотая карета 1985 г. Дашенька
Из Америки с любовью 1995 г. Подруга Веры
Из Америки с любовью 1995 г. Прабабка Ульяна
Месье Амилькар 1993 г. Элеонора
Месье Амилькар 1993 г. Элеонора
Наплыв 1989 г. Лариса
Наплыв 1989 г. Лариса
Наплыв 1989 г. Лариса
Наш господин чичиков 2006 г. Коробочка
Наш господин чичиков 2006 г. Коробочка
Не так? Живём, как хочется! 2005 г. Домна Евстигнеевна
Не так? Живём, как хочется! 2005 г. Домна Евстигнеевна
О ревуар, товарищи! 1990 г. Голубева
Печка на колесе 1984 г. Фрося
Печка на колесе 1984 г. Фрося
Привидения 1988 г. Фру Алвинг
Прошлым летом в Чулимске 2001 г. Хороших
Прошлым летом в Чулимске 2001 г. Хороших
Священные чудовища 1997 г. Эстер
Священные чудовища 1997 г. Эстер
Я тебя не знаю больше, милый 2003 г. Луиза Мальпьери
Я тебя не знаю больше, милый 2003 г. Луиза Мальпьери

Пресса

Мало сказать о Наталии Королевой, что она ведущая актриса Иркутского академического драматического театра им. Н.П.Охлопкова, мало сказать и то, что она Народная артистка РФ и обладательница премии...
24.11.2012
Вообще, Распутинский фестиваль — фестиваль не только литературно-театральный, но и музейный. В рамках Распутинских чтений с лекциями о творчестве писателей-деревенщиков в столицу Приангарья...
16.03.2024
Проходя мимо Камерной сцены Иркутского академического на прошлой неделе многие иркутяне задерживали шаг. Чтобы прочитать новую вывеску над круглым крылечком. По согласованию с министерством культуры...
13.03.2024