Режим для слабовидящих Обычный режим

Олейник Тамара Викторовна

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати

Тамара Викторовна была принята в труппу театра после окончания Иркутского театрального училища в 1965 году. Юные лирические героини, которых поначалу играла Тамара Олейник, сменились глубокими характерами волевых и целеустремленных натур. Особое место в её творческой судьбе заняли образы Кураж в спектакле «Мамаша Кураж и её дети» Брехта, Настёны в «Живи и помни» Распутина, Кашкиной в спектакле «Прошлым летом в Чулимске» Вампилова, Валентины в «Иркутской истории» Арбузова. Актриса прожила на сцене более сотни женских судеб, в которых любовь, ненависть, страдания сформировали крепкую мировоззренческую позицию. Высочайшей выразительности достигла Тамара Олейник в работе над такими ролями, как Сваха в «Женитьбе», Генеральша в спектакле «Село Степанчиково и его обитатели», Коринкина в драме «Без вины виноватые», Мод в «Гарольде и Мод» К. Хиггинса и Ж.-К. Каррьера, Привратница в «Бедном Пьеро».

Сдержанно, вкладывая всю глубокую внутреннюю трагедийную силу, работает актриса в роли Графини в спектакле «Пиковая дама» по повести А. Пушкина. Её Графиня несёт за собой шлейф прожитой жизни, которая невидимой тенью стоит за ней. Это читается в её паузах, вдруг неожиданно  застывшей позе, взгляде, устремлённом в прошлое. В ней самой меньше всего мистики. Она реальна, осязаема и всем даёт понять, что умирать не собирается, но жизнь, оставшаяся в воспоминаниях, возвращается к ней вновь и вновь. Её Графиня не дряхлая старуха, выжившая из ума, она решительна и полна жизни, она красива в своём преклонном возрасте.

Актриса раскрывает глубину мыслей Графини, выстраивает характер, найдя в нём немало человеческих качеств, несмотря на её сумасбродность, капризность, жестокость. Тамара Викторовна  задаёт тон всему спектаклю, работая во взаимодействии, тонко чувствуя партнёров, настроение, атмосферу.

В спектакле «Ретро» А. Галина Тамара Викторовна играет Розу Александровну Песочинскую, бывшую балерину – ранимую, тонкую, трепетную, открытую, доверчивую к людям, доброжелательную и «беспросветно» романтичную особу. Становится даже странно, как такой «экзотический цветок», как она, дожила до преклонных лет в атмосфере нашей прагматичной, жестокой, циничной  и  лишённой сегодня всякого сентиментализма, жизни. На первый взгляд её бывшая балерина - беззаботна, даже смешна, она порхает по жизни, как бабочка, но когда мы подробнее и ближе знакомимся с ней, становится понятно, насколько эта женщина несчастна, одинока, беззащитна. Она и оказалась в этом доме, только чтобы, по возможности, найти родственную душу, чтобы хоть немного «погреться у чужого огня».

Актриса очень точно выстраивает линию поведения своей героини, находя нужную пластику, походку, манеру себя подать, манеру говорить. Её несколько экзальтированное поведение скрывает за собой горечь прошедших утрат, боль и трагизм. Даже просто неподвижно замерев в кресле – и это она делает не как все, а по-особенному. Именно такой Тамара Олейник предстаёт в спектакле «Деревья умирают стоя» А.Касоны в роли Бабушки. Кажется, что внутренний запас её сил и вдохновения неисчерпаем. Принять жизнь такой, какая она есть, и не показать окружающим, насколько тебе больно от осознания её несовершенства – это ли не проявление истинного благородства и сильного духа?

Её героиня глубока своей мудростью, добротой, отзывчивостью и всепрощающей Любовью. Актриса вкладывает в роль всё своё тепло и душевый свет, всю свою притягательную силу, и каждый, сидя в зале, мечтает о такой бабушке, которая прижмёт к груди, ласково положит свою мягкую ладонь на твою голову и сделаешься ты маленьким, слабым, беззащитным, снова очутившись в детстве… За каждым  образом актрисы  – не только талант, но и знание психологии людей, большое упорство, умение проникнуть в суть души и характера персонажа, ежедневная работа и самосовершенствование.

 

В щемяще-красивом, лиричном спектакле по пьесе Альдо Николаи «Немного нежности», ставшем премьерой прошлого сезона, Тамара Викторовна исполняет роль Нанды. Её героиня – многодетная мать, оставленная доживать свой век в доме престарелых, а также невольная свидетельница зарождения любви между соседкой и новым постояльцем. Нанда Тамары Олейник покорна судьбе, спокойна и естественна. Она свыклась со своей участью и не ропщет на судьбу, иронична, но в любое время готова подставить плечо оступившейся подруге. В этой истории именно Нанда становится золотой серединой, уравновешивающей любую ситуацию.

 

Лауреат премии спонсоров за исполнение роли Коринкиной в спектакле «Без вины виноватые» Островского.

 

 

Награды: 
1978

«Заслуженная артистка РСФСР»

1994

Лауреат областного фестиваля «Театральная весна-94» (за роль Свахи в «Женитьбе» Гоголя)

2001

«Народная артистка РФ»

2012

Награждена юбилейной медалью «В память 350 - летия Иркутска» (знаком общественного поощрения Иркутской области)

Спектакли

Фотоальбом: 

Пресса

Народная артистка отметила юбилей. Мамаша Кураж стала одной из самых ярких, незабываемых ролей этой удивительной актрисы, создавшей за более чем полувековую творческую биографию на охлопковской...
27.12.2023
Любимую народную артистку России Тамару Викторовну Олейник поздравляем с юбилеем!  
18.12.2023
В недавней охлопковской премьере режиссёра Станислава Мальцева «Живи и помни» есть главная героиня – Настёна. Это русская девушка, самоотверженная, умеющая любить вопреки...
09.11.2023